Главная/Статьи/Какие шины выбирать на зиму – шипованные или не шипованные?

Какие шины выбирать на зиму – шипованные или не шипованные?

1 Августа 2018
Какие шины выбирать на зиму – шипованные или не шипованные?
1. Чем зимние шины отличаются от летних? 2. Какие виды зимних шин существуют?

3. Нешипованные зимние шины скандинавского типа

4. Нешипованные зимние шины европейского типа

5. Шипованные шины

6. Особенности ошиповки

7. А как же всесезонные шины?  

8.Правила и особенности использования зимних шин

Спор о том, какие шины предпочтительнее для зимы – шипованные или «липучка» - относятся к разряду вечных. Всё потому, что одного точного ответа на вопрос о лучшей зимней резине не существует. Многое зависит от климата, качества дорог, условий езды и вашего собственного стиля вождения. В этой статье мы постарались собрать как можно больше информации, влияющей на выбор лучших шин для зимы, чтобы помочь вам определиться.

1. Чем зимние шины отличаются от летних?

Вопреки распространённому мнению, зимние шины отличаются от летних не только шипами. Разницы в шинах для лета и для зимы гораздо больше, и она принципиальнее. 

Состав

Отличается прежде всего сам состав резиновой смеси, из которой делают покрышки для разных времён года. Летние шины гораздо твёрже зимних собратьев, поскольку должны выдерживать более высокую температуру и раскалённый асфальт, а также не истираться на твёрдой дороге. Поэтому когда температура падает ниже нуля, летняя шина сразу «дубеет» ещё больше, буквально каменеет, и ни о какой безопасности на дороге говорить уже не приходится. Застывшая шина скользит, буксует, заносы случаются даже на самых простых поворотах. Начались ночные заморозки – сразу переобувайтесь.

Зимние шины более эластичны и, что самое важное, сохраняют это качество даже в глубоком «минусе». Это достигается за счёт увеличения доли натурального каучука в составе резиновой смеси и различных добавок. Из-за этой мягкости сцепление зимних покрышек с дорогой лучше, но из-за неё же зимние шины плохо пригодны для летнего использования. Даже если шины нешипованные, сама мягкая зимняя шина на горячих летних дорогах сотрётся, как ластик о наждак. Ещё один плюс мягкой зимней шины в том, что она более адаптивна к покрытию и буквально способна изменять свою форму в зависимости от того, по какой дороге или глубине снега и льда вы едете.

Протектор

Внешне зимние и летние шины отличаются рисунком протектора. Зимний гораздо более «агрессивен», ведь именно благодаря наличию остроконечных асимметричных блоков и ламелей шина цепляется за снег и лёд. Количество ламелей на одной шине может исчисляться сотнями, каждый рисунок проектируется на высокоточном компьютерном оборудовании и нередко является секретом фирмы-изготовителя шинной продукции.

Рисунок зимних шин также прорезан большим количеством широких разнонаправленных канавок, через которые покрышки самостоятельно очищаются от снега и подтаявшей воды. Кроме того, зимние шины чаще всего имеют направленный рисунок протектора, либо асимметричный рисунок.

2. Какие виды зимних шин существуют?

В настоящее время представленные на рынке зимние шины делятся на три типа, среди которых можно выбирать подходящие:

- фрикционные «скандинавские» шины

- фрикционные «европейские» шины

- шипованные шины

Современные технологии производства шинной продукции и расчёта рисунка протектора достигли такого уровня, что нешипованные (фрикционные) шины – или в простонародье «липучки» - по своим показателям сцепления и надёжности на зимней дороге не уступают шипованным. Отсюда возросшая конкуренция между брендами, а также лишние раздумья для автовладельца.

Разделение на «европейский» и «скандинавский» тип произошло из-за колоссальной разницы климата этих территорий. Разная зима – разные условия вождения – разные шины. Всё логично. Европейская зима – более мягкая, влажная, без сильных заморозков и с большим количеством голого асфальта. Зима скандинавская – суровая, снежная, с большим количеством поездок по рыхлому колючему и глубокому снегу. Даже внешне такие шины различаются. Рисунок «скандинавской» шины гораздо агрессивнее, оснащён мощными грунтозацепами по внешнему контуру, а канавки более широкие и глубокие. «Европейцы» же отличаются более закруглённой формой протектора, где основное количество «цепких» элементов расположено в центре рисунка; при этом резина у них чуть более жёсткая.

3. Нешипованные зимние шины скандинавского типа

Как мы уже упоминали, лучше всего эти шины ведут себя в морозы и на снегу. На асфальте они показывают не лучший результат. Да и скоростной индекс у них весьма скромный - чаще всего Q (160 км/ч) или R (170 км/ч).

Впрочем, если вы спокойный водитель, не любите резких поворотов, не гоняете, да ещё и живёте в холодном климате, эти покрышки могут стать для вас оптимальным вариантом. Главные плюсы: отличное поведение шин на снегу и льду, что актуально для регионов, где дорожные службы не особенно заботятся чисткой дорог, а также низкий уровень шума и стойкость к суровым заморозкам.

4. Нешипованные зимние шины европейского типа

Эти шины лучше всего себя покажут в «городскую зиму», особенно в крупных мегаполисах, где дороги чистят реагентами, в результате ездить приходится чаще всего по сырому асфальту и грязевой каше. Скоростной индекс «европейцев» выше, чем у «скандинавов», поэтому к более быстрой езде они приспособлены лучше. Кроме того, они показывают хорошее торможение на асфальте, даже экстренное.

На льду и укатанном снегу «европейские» нешипованные шины покажут себя не с лучшей стороны, так что в гололедицу на них нужно быть предельно аккуратным.

5. Шипованные шины

Шины с металлическими шипами – бесспорные лидеры на льду или укатанном снегу, поскольку именно шипы обеспечивают лучшее сцепление с этой твёрдой и одновременно скользкой поверхностью. В остальном шипованные покрышки отличаются сбалансированностью характеристик, средней жёсткостью резины. Несмотря на это, они не являются универсальными: на асфальте они шумят куда больше, чем шины без шипов, да и сами шипы теряются, так что их сложно назвать долговечными. Шипованные зимние шины будут лучшим выбором для тех, кто проводит зиму в загородных поездках; в черте мегаполиса или большого города они себя в лучшем виде не покажут. Да и сверхкрепкое сцепление, характерное для «шиповок», на асфальте ни к чему.

6. Особенности ошиповки

Ошиповка шин может быть как заводской, так и дополнительной, произведённой уже после покупки. Однако важно помнить, что далеко не каждую зимнюю шину можно ошиповать. У большинства современных производителей шинной продукции специальные отверстия под шипы формируются на этапе вулканизации шины. Если же этих отверстий нет, приходится прибегать к сверловке, для которой также не все шины подходят: для этого необходим подходящий рисунок протектора, достаточная глубина протектора и нужная жёсткость резины (чтобы она держала шипы). Кроме того, шипованная шина, растерявшая свои шипы, тоже нередко подвергается вторичной ошиповке.

Что касается расположения и количества шипов, то на сегодняшний день действует правило – шипов должно быть не более 50 штук на 1 погонный метр протектора. Лучше, если шипы располагаются не на одной линии, а «усеивают» поверхность шины в хаотичном порядке.

Сами шипы различаются по целому ряду показателей:

- материал (алюминий, сталь, с пластиковыми элементами или без);

- форма корпуса, которым шип «погружается» в протектор шины (круглая, овальная, многогранная, бриллиантовая и множество других);

- количество фланцев – элементов, которые удерживают шип (чем больше, тем шипы считаются надёжнее);

- типу сердечника (в форме трубки, стержня и т.д.).

Имейте в виду: шипованную шину, в том числе ошипованную повторно, обязательно нужно обкатать, чтобы шипы «уселись». Первые 500 км на новых или обновлённых шинах нужно избегать резких разгонов и торможений, придерживаться более спокойных скоростей, а также по возможности избегать наездов на препятствия вроде ям, выбоин, рельс и так далее.

7. А как же всесезонные шины?

Всесезонных шин не существует. Миф об их существовании возник из-за маркировки All Season, All Weather или снежинки вместе с солнышком на некоторых моделях шин. Эти маркировки означают, что такая покрышка подходит для любой погоды, Однако на русскую зиму это не распространяется. Такие шины были разработаны для стран, где даже зимой температура ниже 0 не снижается, и по сути являются летними, но с определёнными «внедорожными» свойствами, которые позволяют им преодолевать грязь, слякоть и рыхлую почву.

8. Правила и особенности использования зимних шин

  • Смена летней резины на зимнюю должна происходить при дневной температуре в 5-7°C выше нуля. В противном случае летняя шина в ночные холода успеет затвердеть. Зимняя же шина, установленная раньше срока, будет шуметь на дороге и быстрее износится о тёплый асфальт.
  • Зимние шипованные покрышки необходимо устанавливать на все четыре колеса, а не только на ведущую ось. Как бы не был соблазнителен такой способ сэкономить, рисков всё же больше. Автомобиль, где шипованная шина установлена лишь на ведущую ось, при торможении или просто сбросе скорости на скользкой дороге может начать разворачиваться или вообще потеряет в торможении. Впрочем, это правило универсально – на все четыре колеса следует устанавливать одинаковые покрышки, будь они летними или зимними, шипованными или нет.
  • Если вы ездите преимущественно по асфальту, но периодически попадаете на участки с рыхлым снегом (подъезд к гаражу, неблагоустроенная дорога, редкий выезд в деревню и т.д.), то иметь про запас все виды шин не обязательно. Для нешипованных шин в этом случае можно использовать цепи противоскольжения. Это два цепных круга с перемычками, которые при надевании оплетают всю рабочую поверхность покрышки и сильно повышают сцепные характеристики. Важно: оплетённые колёса иногда теряют балансировку, поэтому не превышайте на них скорость!
  • Шипованные шины запрещены в некоторых европейских странах, поскольку там признано, что такие шины гораздо хуже сказываются на состоянии дорожного полотна, чем шины без шипов.
  • Нешипованные шины лучше устанавливать на авто, которое оснащено антиблокировочной системой (ABS) и, желательно, системой электронной динамической стабилизации (ESP). Две эти системы компенсируют меньшее по сравнению с шипами сцепление «липучек».



Вверх